ГОСУДАРСТВУ ЦАРИЦЫ ТОМИРИС 2500 ЛЕТ
Автор статьи: Алқажан Едилхан, краевед.
Да, скифы мы!
А.Блок
Персы всех скифов называют саками.
Геродот.
Сакские племена Казахстана были прямыми потомками андроновского населения – ариев и туров, дахов и данов Авесты.
Кляшторный С.Г., Турсунов Т.И.
Ученые из Института цитологии и генетики СО РАН вместе с коллегами из Германии, США и Франции провели крупнейшее генетическое исследование носителей скифской культуры со всей Евразии, чтобы понять демографические основы истории скифов. Оказалось, что скифы с разных концов евразийской степи друг другу ближе, чем другим народам, а их потомки принадлежат к носителям тюркских языков.
Журнал «Nature Communications». XII.2016.
ГОСУДАРСТВУ ЦАРИЦЫ ТОМИРИС 2500 ЛЕТ
Автор статьи: Алқажан Едилхан, краевед
Картина "Томирис" художника Дузельханов Агимсалы Дузельхановича
Скифская общность исторически предполагает территориальное единство от Днепра до Байкала, а это обстоятельство в свою очередь обеспечивает и древнее этнографическое единство всех народов ныне проживающих на этом пространстве, и не только тюркоязычных народов, народов Кавказа, но и славян. Передовые умы славянских народов всегда ощущали себя скифами, например, великий русский поэт Александр Блок. Сегодня ряд российских генетиков открыли наличие скифских ген и у русского народа. Таким образом, история государства царицы Томирис является общим достоянием народов Казахстана. Датированное историками величайшее событие – битва между сакской царицей Томирис и персидским царем Кир произошло 2490 лет назад (533 году до н.э.). Государство царицы существовало долгое время до этого сражения и продолжало после. Поэтому 2500-летие сакского государственного образования исторически достоверно.

Исторической наукой неоспоримо доказана, что мангистауские үйіктер (курганы) принадлежат скифам. Наш регион имеет этих уникальных скифских памятников в аномально большом количестве, которые резко отличаются от других аналогичных объектов. Из более полусотен этих памятников только четыре раскопаны, несмотря на незавершенность археологических работ в них, уже получены выдающиеся результаты – два из них оказались «царскими», т.е. похоронены в них высокопоставленные лица в золотых одеяниях (по найденным остаткам золотых предметов). Также установлено, что мировозрения тех скифов очень сходны менталитету нынешних насельников Мангистау, например, в үйік находят перевернутых котлов, местные жители и сегодня у дома покойника оставляют котлы перевернутыми вверх дном. Вход в скифский үйік, как правило, находится на высоте человеческого роста. А сегодня мангистаусцы, в особых случаях похорон выносят покойника не через дверь, но поверх кереге юрты. Значит, когда-то скифы – предки казахов, установили для покойника юрту без дверей, то есть покойник вернулся в свое первоначальное лоно – в мировое яйцо (интерпретация мангистауского архелога Андрея Астафьева). По мере развития скифского общества войлочная юрта была заменена каменным курганом.

В области сохранились названия местностей, языковые проявления, фольклор, обычаи и памятники искусства, свидетельствующие о принадлежности региона и его жителей к скифской общности. В силу этого накопливается интеллектуальный потенциал для углубленного изучения, например, скифского языка, т.е. древнеперсидского (индоевропейского) и древнеказахского (тюркского) языков, как предшественников современного казахского языка.

Область обладает возможностями дальнейшего улучшения местной адаевской породы казахской лошади – прямого потомка коней скифов таких, как арийев, даев и гуннов.

В области в недалеком прошлом жили и творили строители глубоких колодцев – объектов, с изобретением которых номады-скифы внесли решающий вклад в распространение и развитие цивилизации.

Изобретение юрты также является одним из четырех (одомашнивание лошади, изобретения колеса, колодца и юрты) вкладов номадов в общечеловеческое развитие.

На территории области повсеместно имеются уникальные памятники с палеографическими рисунками и руническими тамгами.

Ювелирное искусство местных мастеров являются генетическим продолжением знаменитого скифского стиля.

Ученые, начиная с немецкого этнографа Рихарда Карутца, считают, что казахские национальные одеяния сохранили скифский стиль в первозданном виде. Образцы костюмов актауских студии Е.Синициной и «Тәрбия» свидетельствуют о правомерности утверждения историков.

По территории области проходили два крупных ответвления Скифской дороги в древние Индию и Китай. Впоследствии они стали Шелковыми путями, Ногайской дорогой, Хлопковыми дорогами, даже Чугунными дорогами. Во времена Золотой Орды эти дороги были обустроены великолепными каравансараями, впечатляющие руины которых дошли до наших дней.

Научно-педагогическая и исследовательская общественность региона обладает интеллектуальным потенциалом и при умелой координации способны совершить оригинальные научные открытия, подготовить уникальные учебники для средних и высших школ, познавательную литературу для туристов по истории региона скифских времен.
Больше интересных статей о Мангистау в нашем блоге.