- Что известно о личной жизни Шевченко в крепости?
Мариэтта Шагинян, одна из известнейших исследователей жизни Шевченко, в своей книге писала: «В том, как и кого любил творец, – один из ключей к его творческой тематике, к пониманию главных его сюжетов, к разгадке его социальных, политических, жизненных идеалов».
Шевченко было 33 года, когда его сослали в закаспийские степи под строжайший надзор. Но и здесь встречалось женское общество, и не обошлось без взаимных симпатий.
Женщиной, оставившей след в жизни и творчестве художника и поэта, была жена коменданта Новопетровского укрепления Ираклия Ускова –Агафья Емельяновна. Сам Усков, вопреки строгому запрету, подружился с ссыльным и пытался всячески облегчить его судьбу. Шевченко стал своим человеком в семье Усковых.
Искренняя любовь и забота об их детях не могли не найти отклика в душе Агаты. О характере взаимоотношений с Шевченко она потом вспоминала: «Я нашла в нем честного, правдивого, нравственного человека … Разговора о его сердечных чувствах у нас никогда не было... Шевченко часто гулял со мною; я была рада такому собеседнику... Разговоры с ним всегда были далеки от местных сплетен и доставляли большое удовольствие».
Шевченко же, со своей стороны, восхищался Агафьей как совершенной женой и матерью, о чем писал в письмах друзьям: «Эта прекраснейшая женщина для меня есть истинная благодать Божия. Это одно-единственное существо, с которым я увлекаюсь иногда даже в поэзию. Следовательно, я более или менее счастлив, да и можно ли быть иначе в присутствии высоконравственной и физически прекрасной женщины?»
Шевченко прекрасно понимал, что отношения с замужней женщиной не могут развиваться в другом направлении, чем дружба и взаимоуважение: «Какое чудное, дивное создание непорочная женщина! Это самый блестящий перл в венце созданий. Если бы не это одно-единственное, родственное моему сердцу, я не знал бы, что с собою делать. Я полюбил ее возвышенно, чисто, всем сердцем и всей благодарной моей душой. Не допускай, друг мой, и тени чего-нибудь порочного в непорочной любви моей».
Сама Ускова более трезво смотрела на их встречи и общие прогулки, понимая, что они могут стать поводом для сплетен. И «местные сплетни» весной 1857 года действительно появились и разрушили непосредственность их отношений. При первом же намеке на это Агафья отстранилась: «Так наши прогулки продолжались довольно долго. Как-то приходит к нам Никольский и, между прочим, в шутливом тоне говорит мне, что когда я желаю, он может показать мне место, где Шевченко стоит или ходит, ожидая, когда я пойду гулять и в какую сторону я поверну, туда и он торопится, чтобы меня догнать. Мне было очень неприятно это слышать. Чтобы сразу прекратить разговоры, я перестала ходить гулять. Шевченко удивлялся, почему? Но я никому не объяснила подлинной причины».
Шевченко поначалу истинных причин перемен в отношениях к нему Усковой не понял: «Агата моя нравственная, моя единственная опора, и та в настоящее время пошатнулась и вдруг сделалась пустой и безжизненной…»
И хотя прежние отношения уже не вернулись, но в последующие годы они поддерживали между собою добрые связи, о чем свидетельствуют записи в Дневнике поэта и переписка: «Когда он уехал,.. мы все очень загрустили, нам всем его не хватало...».
В художественном наследии Шевченко осталось два портрета Агафьи Усковой. Сама Агафья Емельяновна до конца жизни в 71 год сохраняла как дорогие реликвии некоторые художественные работы Шевченко, его письма.
Еще одним женским образом, захватившим Шевченко, была Катя – сестра няни Авдотьи у дочерей коменданта Ускова. Катя жила в семье на правах воспитанницы, Шевченко тепло относился к ней, вспоминал в своих письмах. Установлено, что Катя позировала для нескольких рисунков Шевченко.