ИСПОЛИНЫ МАНГИСТАУ
БЕСЕН БАТЫР
Автор материала – Нургазиев Арман Абаевич
БЕСЕН БАТЫР
(жил примерно между 1795 и 1860 годами)
Восьмеро Кыдыралинцев
Эта мемориальная история расскажет о потомках рода Кулбаласы, происходящих от Бесен ата, сына Кыдыралы. В связи с тем, что многие подробности были забыты, в эту книгу не были включены рассказы о других наших родственниках из-за отсутствия подробных сведений.

По преданиям наших предков, когда роды воинов Младшего Жуза пришли из Алатау на запад, они поселились в Волго-Жайыкском районе. К концу 18 века племена Адайцев начали перекочёвывать в Мангыстау и сформировали совет старейшин, чтобы завладеть поселением и водой. В этом совете участвовали представители каждого рода из каждого племени. Каждый ставит свою отметку на колодце и роднике, где встречали, и договорились, что другой человек не посягнет на отмеченное кем-то место, дабы предотварить междусобиц. Пока главари каждых родов искали подходящее место, наш дед Кыдыралы следуя по восточному склону Каратау, вёл за собой целый род, и подошли к местности Шаир в 1770-ые годы. Там он увидел источник, текущий с горы и завладел этим источником, сказав: «Это вода нескончаемая». Позже этот источник стал известен как «Тартпа Коз» (что в переводе «Глаз не оторвать» или «Бесконечный источник»). Вообщем говоря, наш дед Кыдыралы всех своих восьмерых сыновей поделил по двое сонаследниками и жили они в четырёх аулах. Среди них Бесен и Ырысалы – жили в одном ауле. Остальные дети Кыдыралы: Мусиралы и Досан, Коджалы и Косыбай, Ораз и Даулет, а также родные братья Бердалы, Сералы, Бегеш жили в Шайыре по несколько юрт в одном большом ауле. Земли «Кожахмет куыс», «Карабас», «Кады» и «Аккорган» в этом Шайыре являются поселениями потомков сына Кыдыралы – Бесена.

Бесен батыр
Примерно Кыдыралы родился в 1740-х годах, то предпологается, что Бесен родился в 1790-х годах. Во 2-й половине XVIII и 1-й половине XIX веков адайские племена воевали с Хивинским ханством, волжскими калмыками и туркменами. Героическую славу Бесен приобрел в этих войнах с калмыками и хивинцами, а затем с алимами после сражении в «Ледяной резни». В мирное время Бесен катает своего коня-текинца на горе Аккорган, заставляет игриво прыгать, готовя таким образом к терпению и выносливости. Собираясь в бой, он сначало приходил к старшему брату Ырысалы за благословение. Брат спросил: "Бесенжан, где Бог?". Тогда Бесен отвечал: " Бог в моем уме, Коран в моем сердце ". "Ну, тогда удачи!" – провожал его брат в поход.
Есть следующие стихи, посвященные Бесен батыру, защищавшему страну и землю:
Есть одна почтённая стрела из сотни,
И эта стрела вонзила в цель из тысячи,
Если есть Бесен, батыр-герой из пяти,
Если под ним синий текинец благополучен,
Подвергнутся все враги в состояния стон!

Пять озорников Бесена
Дети Бесена: Жапар, Әбен, Балта, Бернияз, Тағанияз, Қалнияз. В народе они известны как «Пять озорников Бесена», только старший сын Жапар был спокойнее остальных. Хотя их называли непослушными, они были «справедливыми озорниками». Детям Бесена это озорное качество должно быть передалось по материнской линии из рода Алаша. Героические качества, передававшиеся от отца к сыну, можно увидеть в его потомках и по сей день. Например, согласно историческим данным, во время крестьянского восстания 1870 года под предводительством Иса-Досана в Мангистау, девять богатырей из потомков Кулбаласы выступили из Шайыра для разгрома войск Рукина в Ушауызе. Пятеро из этих девяти героев – дети Бесена. После этого, во время Адайского восстания 1931 года, потомки Бесена принимали участие в боях, происходивших в Форт-Александровске. На основе перевода Нурлана Кульбая с документов, написанных на арабском языке, по данным, обнаруженным при исследованиях в Оренбургском архиве:

«В 1836 году Акбота Тасболатулы Олжабай, Бектасулы Жанаберген и Бисен являясь гражданами, и мы из племени Зорбай: Отегул Шакаулы Бектау, Кулбаласы Кыдыралыулы Бесен и Кердери (Шегем) Ханкельдиулы Шакту выкупили и освободили от рабства трёх русских. «Коменданту Российской военной крепости в Кызылтасе мы передали троих наших русских, освобождённых от Жылкайдара рода Туркменадая и Кунанорыса Сабак. Приложил свою тамгу Бесен» – говорится в сообщении. (Фонд 6, Опись 10, Дело 4512)
Родословная Бесен ата
Родословная Таганияза (сын Бесена)
В 2017 году потомки Бесен ата собрались и установили памятник Бесен батыру в родовом кладбище Кади.
Памятник Бесен батыру. Кладбище Кади. Село Шайыр.
Потомки Бесен батыра, прообразовавшие отвагу своего деда для последующих поколений, сегодня – сплочённые братья. Всегда работая с одной стороны, они живут без единой трещины по преемственности поколений. Поколение, которое следует за особым днём в сборе, они собираются каждый год и укрепляют родственные узы...
Больше интересных статей о Мангистау в нашем блоге.
Посетить и поклониться духам этих святых мест Вы можете на экскурсии "За Завесой Вечности" и в двухдневном туре "Мангистауские чудеса" туроператора ТОО "Турист"